Над землями Южной Швабии, близ самой границы с австрийским Тиролем, возвышаются башни Нойшванштайна (буквально "Новый лебединый утёс") – одного из красивейших замков в мире. Его создатель, будущий король Баварии Людвиг II, рос мечтательным юношей, обожавшим музыку и природу. Взойдя в восемнадцатилетнем возрасте на престол, он становится ярым покровителем искусства и сближается с Рихардом Вагнером. Увы, парламент и общество не разделяли любви своего монарха к прекрасному: на короля давят, вынуждая его выслать опального композитора из страны. Вагнер оседает в Швейцарии, куда наведывается и сам Людвиг, постепенно теряя интерес к государственным делам. Вспыхнувшая в 1866 году война с Пруссией завершается разгромом Баварии и её союзников. Поражение ограничивает суверенитет монархии, а Людвиг окончательно уходит в мир своих грёз. Проводя всё больше времени среди альпийских гор, король-романтик задумывает строительство ряда дворцов, где, лишенный реальной власти, он мог бы чувствовать себя могущественным правителем из древних мифов. Первый камень в основание самого известного архитектурного памятника Баварии, Нойшванштайна, был заложен в 1869 году. Проект нового замка обсуждался Людвигом с самим Вагнером и был в итоге поручен живописцу Кристиану Янку и архитектору Эдуарду Риделю. Место для воплощения средневекового чуда выбрали подходящее – одинокая скала неподалеку от деревушки Швангау и руины двух старых крепостей. Альпийский хребет оказался невероятно сложной площадкой для создания этого сказочного исполина. Чтобы воплотить в жизнь главную мечту баварского монарха, проектировщикам пришлось применять новейшие достижения научно-технической мысли: стены "средневековой" твердыни возводились с помощью гигантских кранов на паровой тяге. Замок принял своего хозяина в ещё не достроенном виде. Людвиг словно чувствовал приближавшуюся кончину и торопился хоть немного пожить в стенах любимого детища. К концу жизни лунный король всё сильнее и сильнее ограждается от реального мира, погружаясь в личную вселенную героев древних преданий. Ночами напролет монарх-отшельник бродит по окрестностям, поднимаясь к горному мосту Мариенбрюке и часами созерцая облик своей волшебной резиденции. В такие минуты он, облачаясь в театральные костюмы, представлял себя в роли мифического лебединого рыцаря – Лоэнгрина, героя германских легенд и вагнеровской оперы. Так и не дождавшись завершения строительства своего замка, Людвиг уйдёт из жизни в 1886 году, став по одной из версий жертвой тех, от кого пытался укрыться в его стенах. Возведение Нойшванштайна тут же приостановилось. Вскоре, впрочем, работы возобновляются, правда ведутся уже по упрощённому проекту: не был окончательно достроен тронный зал, а от 90-метровой башни с готической часовней и вовсе решили отказаться. Несмотря на это, Новый лебединый утёс стал главной достопримечательностью Баварии и быстро окупил все затраченные на него средства. *** Как правило, дворцы и замки возводились европейскими монархами для демонстрации своей власти и могущества, а также в качестве оборонительных сооружений. Мотивация нашего героя была совершенно иной. Сказочный Нойшванштайн стал материальным воплощением внутреннего мира короля-интроверта, проекцией его чувств и эстетических переживаний. Атмосфера этого затерянного в горах Баварии места возбуждала воображение не только своего создателя. Почти век пройдёт после смерти Людвига, и очарованный магией лебединого утёса Уолт Дисней построит в центре своего первого парка развлечений замок Спящей красавицы, стилизованный под Нойшванштайн. Ещё пару десятилетий спустя его очертания станут эмблемой знаменитой студии, а копии (пусть и не самые точные) будут украшать каждый Диснейленд мира. Так баварский король-хикикомори, желая уйти от ненавистной реальности в мир волшебных грёз, навсегда впишет своё имя в историю современной массовой культуры.

Теги других блогов: архитектура замок Нойшванштайн